Выход из парашютирования - по ветру или против?

Парапланеризм. Обсуждение полетов на параплане. Параплан ру

Модератор: Тюшин Вадим

Правила форума
Разрешено всё, что не запрещено.
Запрещено употреблять матерные и нецензурные выражения.
Запрещено оскорблять других участников форума.
Рекомендуется в точности придерживаться темы форума.
Разрешено всё, что не запрещено.

Выход из парашютирования - по ветру или против?

Сообщение Amadey » 11 дек 2018, 06:52

Вчера выяснился очень интересный эффект - влияет ли направление ветра на глубину разгонного клевка при выходе из опасных режимов...

Все началось с рассказа нашего Краснодарского аэробата Сергея Крицкого, как он упал на пляж в Южной Озереевке при неудачном выходе из каскада тамблинг-вертолет-парашютирование.
Как обычно, Сергей сделал пару винговеров, перевел их в тамблинг, затем перешел в вертолет, остановил его, перешел в парашютирование, отпустил клеванты для разгонного клевка, и.... крыло неожиданно клюет под ноги! Никогда ранее ничего подобного не происходило. Сергей снова переводит крыло в задний свал, парашютирование, пробует еще раз - и опять крыло клюет под ноги! Еще две попытки - та же проблема, и Сергей падает на пляж, разложившись на запчасти.
Врачи с трудом собрали его по косточкам, вырезали все что было можно, вставил кучу титана, и вот, Сергей в Мысхако уже рассказывает своим ученикам, что выходить из парашютирования, заднего свала или негативки нужно только против ветра, и никогда - по ветру...
Я, Моцарт, подозрительно слушаю этот, казалось бы бред, делаю замечание, что параплан в полете не знает, куда дует ветер, параплан в воздушной массе движется с собственной скоростью, и ему безразлично, куда при этом смещается эта воздушная масса относительно земли. Сергей начинает спорить, что влияние есть! Ну как же есть, - возмущаюсь я, - ведь в системе отсчета, привязанной к смещающейся относительно земли воздушной массе, параплан в вертолете (да и парашютировании) движется с нулевой скоростью относительно этой воздушной массы (точки отсчета), поэтому ветер, движущийся относительно земли со скоростью 10 метров в секунду, но ноль километров в час относительно параплана (ведь параплан смещается относительно земли с той же скоростью что и сам ветер), сам ветер никак не может оказывать давление ни на параплан, ни на пилота в подвеске, а значит, совершенно неважно, выходим ли мы из режима по ветру или против! Но Сергей не успокаивается, пытается доказать, что на практике влияние есть, это влияние сильное, даже фатальное.
Как же так! Пилот аэробат без высшего образования спорит с Моцартом - СИВ- инструктором у которого высшее техническое образование...
Так как этому "бреду" идет активное обучение учеников, я решил не оставлять спор не завершенным, иначе ученики Сергея могут применить на практике эти более чем сомнительные знания и разбиться в один прекрасный момент.
Мы с Сергеем решили обратиться за разрешением нашего спора к гениальному конструктору парапланов Саше Угнивенко. Саша закончил МАИ, его знания аэродинамики глубокие, талант в области физики полета параплана несомненный. И для обоих нас Саша является авторитетом.
Я Саше описал ситуацию при прочих равных условиях: дует северный ламинарный ветер 10 м/с без термической активности, пилот летит на высоте 1 километр с юга на север. Выполняется задний свал и выход из него. Замеряется угол разгонного клевка. На второй попытке пилот летит с севера на юг, снова задний свал, снова выход, снова замеряется угол разгонного клевка. Вопрос с Саше - угол клевка будет одинаковым по ветру и против ветра (как считает Моцарт), или по ветру клевок будет глубже, а против ветра меньше (как считает Крицкий)?
Саша тут же дает ответ, вызывающий хохот до слез: "Если лететь с севера на юг или с юга на север - клевок одинаковый, но если лететь с запада на восток и с востока на запад - то разный, потому что нужно учитывать направление вращения земли!" :-)
Сергей Крицкий позвонил Саше Угнивенко, долго объяснял ему его случай падения, когда его 4 попытки выйти из режима "как всегда" - не привели к желаемому результату. В результате Саша присылает гениальную картинку, объясняющую, почему так могло произойти:
700324b8-86e2-4c93-81e5-d29d4fec5943.jpg
700324b8-86e2-4c93-81e5-d29d4fec5943.jpg (46.83 КБ) Просмотров: 1135

Оказывается, что само по себе направление ветра тут ни при чем. Существенное влияние на проблему оказал градиент ветра - то есть, ветер перед склоном в Южной Озереевке резко уменьшался с высотой. Естественно, когда метеоветер упирается в склон, перед склоном ниже вершины создается зона замедления скорости ветра, и чем ниже перед склоном мы летим, тем слабже ветер. На перегибе у вершины склона ветер в склон максимален по силе (12 м/с). Та как Крицкий крутил акро у склона, и выходил на низкой высоте (ниже перегиба), летел по ветру, - резкое снижение в комплексе с сильным градиентом ветра (смотрите рисунок) вызвало в момент разгонного клевка по ветру (когда крыло под 90 градусов в сторону склона) горизонтальную составляющую 3 метра в секунду от склона, она ударила в верхний слой крыла, что привело к разгрузке крыла и резко усилило клевок под ноги. А в случае если бы Сергей летел против ветра (как на рисунке), то эта неожиданная добавка ветра в 3 м/с "от склона" ударила бы в нижнюю кромку крыла, что способствовало бы дополнительной нагрузке в крыло, находящееся в разгонном клевке под 90 градусов в сторону моря, и существенно уменьшила бы глубину разгонного клевка!
В результате у нас с Сергеем в споре "ничья"!
1.Я прав, что направление ветра никак не влияет на глубину разгонного клевка при прочих равных условиях. Хоть по ветру, хоть против ветра - выход из опасных режимов ничем не будет отличаться.
2.Сергей прав, - эта проблема с ним произошла на практике, он правильно подметил что причина была именно в направлении выхода "по ветру", и если бы он развернулся против ветра, то проблемы клевка под ноги не произошло бы.
3.Проблема была вызвана сочетанием трех составляющих: Резкое снижение, сильное уменьшение силы ветра с высотой из-за наличия склона, выход по ветру.
Если бы одной из составляющих не было бы, то и летного происшествия бы не случилось.

Однако, учить учеников выходить всегда по ветру - ТОЖЕ НЕПРАВИЛЬНО, и вот почему:
Ниже склона сила ветра падает с уменьшением высоты, это понятно.
Максимальная сила ветра на уровне перегиба (на вершине склона).
А с увеличением высоты выше склона сила ветра тоже может уменьшаться! Если это так, то градиент ветра легко может быть таким: на километре выше склона ветер 7 м/с. На уровне склона усиление до 10 м/с. На половине высоты склона снова 7 м/с. Это приводит к тому, что ниже склона при падении силы ветра с высотой, выход по ветру приведет к уменьшению разгонного клевка. Но если осуществлять выход из режима выше склона, когда с падением высоты сила ветра растет, то результат будет обратным: выход по ветру приведет к уменьшению глубины разгонного клевка, а выход против ветра приведет к увеличению глубины разгонного клевка!!!
ВНИМАНИЕ ИНСТРУКТОРАМ! Правило выхода против ветра НЕОДНОЗНАЧНО и зависит от положительного или отрицательного градиента ветра в данном летном месте на данной высоте! При усилении ветра с падением высоты должно применяться ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ПРАВИЛО - выход только по ветру!
При отсутствии склона (который дает сильный градиент ветра), на высоте над равниной, в какую сторону делать разгонный клевок - НЕВАЖНО.

Саша Угнивенко комментирует:
Влияет сдвиг ветра по высотам. При быстром снижении от этого сдвига при выходе против ветра появляется халявная составляющая НАПОЛНЯЮЩАЯ крыло. При выходе по ветру наоборот выход затрудняется. Чем сильнее ветер и стабильнее воздух тем сильнее этот сдвиг. И это влияет только в момент клевка, при большом снижении.
То есть Крицкий правильно засек что против ветра выход лучше но причина этого сдвиг ветра по высоте а не влияние ветра на крыло "вообще".
По направлению смотри рисунок,там слева скорости ветра а снизу соответствующая добавочная скорость действующая только при быстрой потере высоты то есть только при клевке или при выходе из фигуры. крыло с тангажом минус 90 градусов может сложиться даже при воздействии сверху всего 1м/с. Считаем. Потеря высоты в таком клевке не меньше 20м. Значит критический градиент сдвига 0.5 м/с на 10м. Может такое быть? Сколько угодно. Это 5м/с на 100м высоты.. То есть только при совпадении этих условий: сильного сдвига ветра и быстрого снижения, будет разница в какую сторону выходить. Заметим, что этот же 1м/с при выходе против ветра (крыло в горизонте) будет дуть в крыло со стороны пилота, то есть увеличивать угол атаки. Женя ты тоже прав. Если высота 1 км и ветер одинаковый на всех высотах.
Можно писать наукообразную статью
Amadey
 
Сообщения: 297
Зарегистрирован: 22 июн 2010, 23:59

Вернуться в ParaForum

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron